Децентрализация – обычное для криптовалютной среды явление, и на самом деле это одна из причин, по которой стоит использовать свободно распространяемое программное обеспечение, чтобы управлять активами в сети, и не связываться с компаниями, банками или правительством. Биткойн был первым, кто использовал подход “доказательство выполнения работы” (PoW), где компьютеры (а позже и специализирующиеся исключительно на майнинге машины) решали сложные уравнения, чтобы обезопасить сеть, и каждый получал в качестве вознаграждения соразмерную его участию порцию новых монет. Это привело к возникновению ряда мировых валют, чьими запасами теоретически может воспользоваться любой, и такой подход снижает страх концентрации монетарного запаса в одних руках и риски манипуляции, которые этому сопутствуют, из-за чего центробанки и подвергались критике. Важно взглянуть на запасы различных монет и то, как работают их модели распределения, чтобы понять, что же такое децентрализация в криптовалюте.
Многие монеты более централизованы, чем они заявляют
Широко разрекламированные монеты, которые работают на основе консенсуса “доказательство выполнения работы,” обычно считаются децентрализованными, поскольку теоретически любой человек в мире может принять участие в майнинге, что означает, что запас монет, скорее всего, хорошо распределён. Однако, если присмотреться получше, распределение монет во многих проектах не такое обширное, как о нём заявлялось.

Litecoin’s distribution
Например, Litecoin – одна из самых старых криптовалют, появившаяся в 2011 году. За семь лет распределения монет как бы само собой разумеется, что запас распределился по всему миру. Однако, согласно данным CryptoID, 15% от всего запаса этой монеты находится всего у 10 адресов, а топ-100 держит у себя практически все созданные монеты. Возможно, это произошло из-за ограниченного интереса к этой монете и её разработке вплоть до 2017 года, из-за чего небольшое количество участников экосистемы накопило большое количество монет.
Тем не менее, в некоторой централизации при распределении замечены и новые монеты, в частности, PIVX. Однако, в данном случае запасы монет очень сильно централизованы, и у топ-10 адресов содержатся практически ⅔ всего запаса, а половиной от этого количества владеет всего один адрес. Это выглядит не очень хорошо, поскольку монета PIVX основана на доказательстве доли владения (PoS), а это означает, что новые монеты могут быть созданы только теми, кто уже владеет какой-то их частью. Кроме того, PIVX использует такую модель управления и бюджета, где владельцы доли голосуют за решения о дальнейшем развитии проекта или распределении средств для финансирования проектов, что впоследствии приводит к чрезвычайно высокой централизации, выходящей за пределы простого владения средствами.

PIVX’s distribution
То же относится к NEM и SmartCash. Примерно половина запасов NEM находится у топ-50 адресов, а большая часть из этих средств – у топ-15. Всего один адрес владеет примерно половиной запаса SmartCash, а 75% всех средств – у топ-25 адресов. Многие из этих проектов часто заявляют о себе как об альтернативе децентрализованным криптовалютам, но в то же время практически полностью находятся под контролем небольшого числа лиц.
Кажется, что децентрализованное распределение теряет свою популярность
Хотя основанный на доказательстве выполнения работы майнинг монет с нуля и является изначальной моделью работы криптовалюты, которая за прошедшее десятилетие доказала свою эффективность, её способность защищать децентрализованную сеть недавно стала предметом тщательного изучения, так же, как и потребление огромного количества электроэнергии. Если взглянуть на всё это с более практической точки зрения, потребуются годы на то, чтобы чистая PoW модель майнинга с честным и равномерным распределением средств начала работать, а это затрудняет продажу монет на биржах и быстрый рост рыночной капитализации. Кроме того, честно добытые монеты скорее всего не дадут необходимой ценности для команды разработчиков, чтобы те смогли поддерживать свою оплачиваемую работу исключительно за счёт майнинга, и в связи с этим премайн и ICO модели выглядят для них более привлекательными.
Из-за этого многие популярные электронные активы в настоящий момент используют разные модели распределения монет. Вершина рынка включает в себя множество новых проектов, которые используют разнообразные, и даже более централизованные модели, чем те, которые сделал популярными Биткойн. Если же исключить из списка монеты, которые не нужно майнить, то отсеется множество проектов, которые считаются топовыми игроками на рынке. По мере того, как в топ-10 остаётся всё меньше ранних криптовалют, их место всё чаще занимают премайн и ICO проекты.
Несмотря на не самое удачное начало, распределение монет у Dash остаётся одним из самых лучших
Как и многие монеты, работающие на основе PoW, Dash запускался (сперва как Xcoin, затем как Darkcoin) и майнился с нуля любым, кто присоединялся к майнингу. Однако из-за бага в коде Litecoin (Dash – это форк Litecoin), от 10 до 15% всех монет были добыты в первые 48 часов ранними майнерами до того, как этот баг исправили. Из-за такого большого объёма начального распределения возникли вопросы о последующей децентрализации проекта.
The distribution of #Dash is looking very healthy compared to #Bitcoin, #BitcoinCash & #Litecoin. All data taken today from @bitinfocharts 💪🏆#Crypto #Cryptocurrency #Blockchain #FinTech #TechNews pic.twitter.com/JLy78qgTjq
— Mark Mason (@StayDashy) May 31, 2018
Однако, нынешние данные выглядят более радужно. Если рассматривать всё в долларах США, централизация Dash намного меньше многих топовых монет. В абсолютном выражении, топ-100 адресов держат до 15% всего запаса (у Litecoin те же 15% находятся у топ-10 адресов), и топ-1000 адресов владеют до 30% всего запаса. Здесь Dash находится в более выгодном положении для распределения, чем другие более старые и более уважаемые проекты, несмотря на то, что Dash всего четыре года.

Dash’s distribution
Это может объясняться несколькими причинами. Во-первых, первоначальное распределение заполонило рынок дешёвыми монетами, многие из которых оказались на взломанных биржах, что и распылило весь имеющийся запас. Кроме того, из-за Бюджетной системы, которая каждый месяц делает выплаты разработчикам и другим работникам, многим владельцам нужно регулярно ликвидировать средства, чтобы оплачивать расходы и завершить свою работу, вместо того, чтобы просто долгое время хранить их. И наконец, позиционирование Dash в качестве монеты для ежедневного использования ведёт к частому переводу средств различным торговцам, и не ограничивается исключительно крупными биржами и несколькими обычными спекулянтами, которые могли бы ими пользоваться.
Прозрачные данные блокчейна сохраняют анонимность, но могут многое рассказать о тенденциях
Одной из самых больших ценностей криптовалюты, как она изначально задумывалась, была псевдонимность, которая идентифицировала адреса и транзакции с помощью электронных криптографических подписей, но исключала явной связи с личностью её пользователей. Следовательно, владение запасом монет могло быть доказано только дополнительным подтверждением личности, обычно на добровольной основе. Это означает что, теоретически, одна группа или личность может владеть или получить контроль над всем запасом монет, просто разделив их по разным адресам, а сетевая активность это скроет.
Однако, радикальная прозрачность публичных записей позволяет сделать довольно много выводов. Полное распределение монет; адреса, на которых они хранятся и средний размер распределения, позволяют приблизительно определить владельца. При анализе блокчейна, похожего на Dash, нельзя сказать точно, кто чем владеет, и это выражает суть распределения монет и идею децентрализации её запасов. Отчасти это важно при учёте таких факторов, как доля или владение, возможность манипуляции ценой и децентрализация элементов, которые требуют доказательство доли в сети.